Проект
Все мы беспрестанно осуществляем
проекты в своей будничной жизни. Вот азбучные примеры: подготовка к юбилею,
ремонт в квартире, проведение исследований, написание книжки... Все данные виды
деятельности имеют между собой неделимый ряд общих признаков, делающих их проектами:
В общем случае, именно эти
четыре характеристики отличают проекты от других видов деятельности. Каждая
из названных характеристик имеет важный внутренний смысл, и поэтому мы их рассмотрим
более пристально.
Направленность
на достижение целей
Проекты нацелены на получение
определенных результатов — иными словами, они направлены на достижение целей.
Именно эти цели являются
движущей силой проекта, и все усилия по его планированию и реализации предпринимаются
для того, чтобы эти цели были достигнуты. Проект обычно предполагает целый комплекс
взаимосвязанных целей. Например, основной целью проекта, связанного с компьютерным
программным обеспечением, может быть разработка информационной системы управления
предприятием. Промежуточными целями (подцелями) могут быть разработка базы данных,
разработка математического и программного обеспечения, тестирование системы.
В разработке базы данных, в свою очередь, также могут быть выделены цели более
низкого уровня — разработка логической структуры базы данных, реализация базы
данных с помощью СУБД, загрузка данных и так далее.
Тот факт, что проекты ориентированы
на достижение цели, имеет огромный внутренний смысл для управления ими. Прежде
всего, он предполагает, что важной чертой управления проектами является точное
определение и формулирование целей, начиная с высшего уровня, а затем постепенно
опускаясь до наиболее детализированных целей и задач.
Кроме того, отсюда следует,
что проект можно рассматривать как преследование тщательно выбранных целей,
и что продвижение проекта
вперед
связано с достижением целей все более высокого уровня, пока наконец не достигнута
конечная цель.
Координированное
выполнение взаимосвязанных действий
Проекты сложны уже по самой
своей сути. Они включают в себя выполнение многочисленных взаимосвязанных действий.
В отдельных случаях эти взаимосвязи достаточно очевидны (например, технологические
зависимости), в других случаях они имеют более тонкую природу. Некоторые промежуточные
задания не могут быть реализованы, пока не завершены другие задания; некоторые
задания могут осуществляться только параллельно, и так далее. Если нарушается
синхронизация выполнения разных заданий, весь проект может быть поставлен под
угрозу. Если немного задуматься над этой характеристикой проекта, становится
очевидно что проект — это система, то есть целое, складывающееся из взаимосвязанных
частей, причем система динамическая, и, следовательно, требующая особых подходов
к управлению.
Ограниченная
протяженность во времени
Проекты выполняются в течение
конечного периода времени. Они временны. У них есть более или менее четко выраженные
начало и конец. Проект заканчивается, когда достигнуты его основные цели. Значитель-ная
часть усилий при работе с проектом Направлена именно на обеспечение того, чтобы
проект был завершен в намеченное время. Для этого готовятся графики, показывающие
время начала и окончания заданий, входящих в проект.
Отличие проекта от производственной
системы заключается в том, что проект является однократной, не циклической деятельностью.
Серийный же выпуск продукции не имеет заранее определенного конца во времени
и зависит лишь от наличия и величины спроса. Когда исчезает спрос, производственный
цикл кончается. Производственные циклы в чистом виде не являются проектами.
Однако, в последнее время проектный подход все чаще применяется и к процессам,
ориентированным на непрерывное производство. Например, проекты увеличения производства
до указанного уровня в течении определенного периода, исходя из заданного бюджета,
или выполнение определенных заказов, имеющих договорные сроки поставки.
Проект как система деятельности
существует ровно столько времени, сколько его требуется для получения конечного
результата. Концепция проекта, однако, не противоречит концепции фирмы или предприятия
и вполне совместима с ней. Напротив, проект часто становится основной формой
деятельности фирмы.
Уникальность
Проекты — мероприятия в
известной степени неповторимые и однократные. Вместе с тем, степень уникальности
может сильно отличаться от одного проекта к другому. Если вы занимаетесь строительством
коттеджей и возводите двадцатый по счету однотипный коттедж, степень уникальности
вашего проекта достаточно невелика. Базовые элементы этого дома идентичны элементам
предыдущих девятнадцати, которые вы уже построили. Основные же источники уникальности,
однако, могут быть заложены в специфике конкретной производственной ситуации
— в расположении дома и окружающего ландшафта, в особенностях поставок материалов
и комплектующих, в новых субподрядчиках.
С другой стороны, если вы
разрабатываете уникальный прибор или технологию, вы, безусловно, имеете дело
с задачей весьма уникальной. Вы делаете то, что никогда раньше не делалось.
И поскольку прошлый опыт может в данном случае лишь ограниченно подсказывать
вам, чего можно ожидать при выполнении проекта, он полон риска и неопределенности.
Управление
проектом
Известный закон Лермана
гласит: "Любую техническую проблему можно преодолеть, имея достаточно времени
и денег", а следствие Лермана уточняет: "Вам никогда не будет хватать либо времени,
либо денег".
Именно для преодоления сформулированной
в следствии Лермана проблемы и была разработана методика управления деятельностью
на основе проекта. А распространение данной методики управления на различные
сферы деятельности является дополнительным доказательством ее эффективности.
Если попросить менеджера описать, как он понимает свою основную задачу в выполнении
проекта, то скорее всего он ответит: "Обеспечить выполнение работ". Это действительно
главная задача руководителя. Но если задать тот же вопрос более опытному менеджеру,
то можно услышать и более полное определение главной задачи менеджера проекта:
"Обеспечить выполнение работ в срок, в рамках выделенных средств, в соответствии
с техническим заданием". Именно эти три момента:
время, бюджет
и
качество
работ находятся под постоянным вниманием руководителя проекта. Их также
можно назвать основными ограничениями, накладываемыми на проект. Под управлением
проектом подразумевается деятельность, направленная на реализацию проекта с
максимально возможной эффективностью при заданных ограничениях по времени, денежным
средствам (и ресурсам), а также качеству конечных результатов проекта (документированных,
например, в техническом задании).
За тридцать с лишним лет,
в течении которых применяется технология управления проектами, был разработан
целый ряд методик и инструментов, призванных помочь руководителям проектов управлять
этими ограничениями.
Для того, чтобы справиться
с ограничениями по времени используются методы построения и контроля календарных
графиков работ. Для управления денежными ограничениями используются методы формирования
финансового плана (бюджета) проекта и, по мере выполнения работ, соблюдение
бюджета отслеживается, с тем, чтобы не дать затратам выйти из под контроля.
Для выполнения работ требуется их ресурсное обеспечение и существуют специальные
методы управления человеческими и материальными ресурсами (например, матрица
ответственности, диаграммы загрузки ресурсов).
Из трех основных ограничений
труднее всего контролировать ограничения по заданным результатам проекта. Проблема
заключается в том, что задания часто трудно и формулировать, и контролировать.
Для решения данных проблем используются, в частности, методы управления качеством
работ.
Итак, руководители проектов
отвечают за три аспекта реализации проекта: сроки, расходы и качество результата.
В соответствии с общепринятым принципом управления проектами, считается, что
эффективное управление сроками работ является ключом к успеху по всем трем показателям.
Временные ограничения проекта часто являются наиболее критичными. Там, где сроки
выполнения проекта серьезно затягиваются, весьма вероятными последствиями являются
перерасход средств и недостаточно высокое качество работ. Поэтому, в большинстве
методов управления проектами основной акцент делается на календарном планировании
работ и контроле за соблюдением календарного графика.
Немного
истории...
В основе методов управления
проектами лежат методики сетевого планирования, разработанные в конце 50-х годов
в США. В 1956 г. М.Уолкер из фирмы "Дюпон", исследуя возможности более эффективного
использования принадлежащей фирме вычислительной машины Univac, объединил свои
усилия с Д.Келли из группы планирования капитального строительства фирмы "Ремингтон
Рэнд". Они попытались использовать ЭВМ для составления планов-графиков крупных
комплексов работ по модернизации заводов фирмы "Дюпон".
В результате был создан
рациональный и простой метод описания проекта с использованием ЭВМ. Первоначально
он был назван методом Уолкера-Келли, а позже получил название Метода Критического
Пути — МКП (или СРМ — Critical Path Method).
Параллельно и независимо
в военно-морских силах США был создан метод анализа и оценки программ PERT (Program
Evaluation and
Review
Technique). Данный метод был разработан корпорацией "Локхид" и консалтинговой
фирмой " Буз, Аллен энд Гамильтон" для реализации проекта разработки ракетной
системы "Поларис", объединяющего около 3800 основных подрядчиков и состоящего
из 60 тыс. операций. Использование метода PERT позволило руководству программы
точно знать, что требуется делать в каждый момент времени и кто именно должен
это делать, а также вероятность своевременного завершения отдельных операций.
Руководство программой оказалось настолько успешным, что проект удалось завершить
на два года раньше запланированного срока. Благодаря такому успешному началу
данный метод управления вскоре стал использоваться для планирования проектов
во всех вооруженных силах США. Методика отлично себя зарекомендовала при координации
работ, выполняемых различными подрядчиками в рамках крупных проектов по разработке
новых видов вооружения.
Крупные промышленные корпорации
начали применение подобной методики управления практически одновременно с военными
для разработки новых видов продукции и модернизации производства. Широкое применение
методика планирования работ на основе проекта получила в строительстве. Например,
для управления проектом сооружения гидроэлектростанции на реке Черчилль в Ньюфаундленде
(полуостров Лабрадор). Стоимость проекта составила 950.млн. долларов. Гидроэлектростанция
строилась с 1967 по 1976 г. Этот проект включал более 100 строительных контрактов,
причем стоимость некоторых из них достигала 76 млн. долларов. В 1974 году ход
работ по проекту опережал расписание на 18 месяцев и укладывался в плановую
оценку затрат. Заказчиком проекта была корпорация Churchill Falls Labrador Corp.,
которая для разработки проекта и управления строительством наняла фирму Acress
Canadian Betchel.
По существу, значительный
выигрыш по времени образовался от применения точных математических методов в
управлении сложными комплексами работ, что стало возможным благодаря развитию
вычислительной техники. Однако, первые ЭВМ были дороги и доступны только крупным
организациям. Таким образом, исторически первые проекты представляли из себя
грандиозные по масштабам работ, количеству исполнителей и капиталовложениям
государственные программы.
Первоначально, крупные компании
осуществляли разработку программного обеспечения для поддержки собственных проектов,
но вскоре первые системы управления проектами появились и на рынке программного
обеспечения. Системы, стоявшие у истоков планирования, разрабатывались для мощных
больших компьютеров и сетей мини-ЭВМ.
Основными показателями систем
этого класса являлись их высокая мощность и, в то же время, способность достаточно
детально описывать проекты, используя сложные методы сетевого планирования.
Эти системы были ориентированы на высокопрофессиональных менеджеров, управляющих
разработкой крупнейших проектов, хорошо знакомых с алгоритмами сетевого планирования
и специфической терминологией. Как правило, разработка проекта и консультации
по управлению проектом осуществлялись специальными консалтинговыми фирмами.
Этап наиболее бурного развития
систем для управления проектами начался с появлением персональных компьютеров,
когда компьютер стал рабочим инструментом для широкого круга руководителей.
Значительное расширение круга пользователей управленческих систем породило потребность
создания систем для управления проектами нового типа, одним из важнейших показателей
таких систем являлась простота использования. Управленческие системы нового
поколения разрабатывались как средство управления проектом, понятное любому
менеджеру, не требующее специальной подготовки и обеспечивающее легкое и быстрое
включение в работу. Time Line принадлежит именно к этому классу систем. Разработчики
новых версий систем этого класса, стараясь сохранить внешнюю простоту систем,
неизменно расширяли их функциональные возможности и мощность, и при этом сохраняли
низкие цены, делавшие системы доступными фирмам практически любого уровня.
В настоящее время в США
уже сложились глубокие традиции использования систем управления проектами во
многих областях жизнедеятельности. Причем, основную долю среди планируемых проектов
составляют небольшие по размерам проекты. Например, исследования, проведенные
еженедельником InfoWorld, показали, что пятидесяти процентам пользователей в
США требуются системы, позволяющие поддерживать планы, состоящие из 500 — 1,000
работ и только 28 процентов пользователей разрабатывают расписания, содержащие
более 1,000 работ. Что касается ресурсов, то 38 процентам пользователей приходится
управлять 50—100 видами ресурсов в рамках проекта, и только 28 процентам пользователей
требуется контролировать более чем 100 видов ресурсов. В результате исследований
были определены также средние размеры расписаний проектов: для малых проектов
— 81 работа и 14 видов ресурсов, для средних — 417 работ и 47 видов ресурсов,
для крупных проектов — 1,198 работ и 165 видов ресурсов. Данные цифры могут
служить отправной точкой для менеджера, обдумывающего полезность перехода на
проектную форму управления деятельностью собственной организации. Как видим,
применение системы управления проектами на практике может быть эффективным и
для очень небольших проектов.
Естественно, что с расширением
круга пользователей систем проектного менеджмента происходит расширение методов
и приемов их использования.
Западные компьютерные журналы
регулярно публикуют статьи, посвященные системам для управления проектами, включающие
советы
пользователям
таких систем и анализ использования методики сетевого планирования для решения
задач в различных сферах управления.
Жизненный
цикл проекта
Любой проект проходит через
определенные фазы в своем развитии. Стадии жизненного цикла проекта могут различаться
в зависимости от сферы деятельности и принятой системы организации работ.
Однако, у каждого проекта
можно выделить начальную (прединвестиционную) стадию, стадию реализации проекта
и стадию завершения работ по проекту. Это может показаться очевидным, но понятие
жизненного цикла проекта является одним из важнейших для менеджера, поскольку
именно текущая стадия определяет задачи и виды деятельности менеджера, используемые
методики и инструментальные средства.
Руководители проектов разбивают
цикл жизни проекта на этапы различными способами. Например, в проектах по разработке
программного обеспечения часто выделяются такие этапы как осознание потребности
в информационной системе, формулирование требований, проектирование Системы,
кодирование, тестирование, эксплуатационная поддержка. Однако, наиболее традиционным
является разбиение проекта на четыре крупных этапа: формулирование проекта,
планирование, осуществление и завершение.
Формулирование проекта по
существу подразумевает функцию выбора проекта. Проекты инициируются в силу возникновения
потребностей, которые нужно удовлетворить. Однако, в условиях дефицита ресурсов
невозможно удовлетворить все потребности без исключения. Приходится делать выбор.
Одни проекты выбираются, другие отвергаются. Решения принимаются исходя из наличия
ресурсов, и в первую очередь финансовых возможностей, сравнительной важности
удовлетворения одних потребностей и игнорирования других, сравнительной эффективности
проектов. Решения по отбору проектов к реализации тем важнее, чем масштабнее
предполагается проект, поскольку крупные проекты определяют направление деятельности
на будущее (иногда на годы) и связывают имеющиеся финансовые и трудовые ресурсы.
Определяющим показателем
здесь является альтернативная стоимость инвестиций. Иными словами, выбирая проект
"А", а не проект "В", организация отказывается от тех выгод, которые мог бы
принести проект "В". Для сравнительного анализа проектов на данном этапе применяются
методы проектного анализа, включающие в себя финансовый, экономический, коммерческий,
организационный, экологический, анализ рисков и другие виды анализа проекта.
Планирование
Планирование в том или ином
виде производится в течении всего срока реализации проекта. В самом начале жизненного
цикла проекта обычно разрабатывается неофициальный предварительный план — грубое
представление о том, что потребуется выполнить в случае реализации проекта.
Решение о выборе проекта в значительной степени основывается на оценках предварительного
плана. Формальное и детальное планирование проекта начинается после принятия
решения о его реализации. Определяются ключевые точки (вехи) проекта, формулируются
задачи (работы) и их взаимная зависимость. Именно на этом этапе используются
системы для управления проектами, предоставляющие руководителю проекта набор
средств для разработки формального плана: средства построения иерархической
структуры работ, сетевые графики и диаграммы Гантта, средства назначения и гистограммы
загрузки ресурсов.
Как правило план проекта
не остается неизменным, и по мере осуществления проекта подвергается постоянной
корректировке с учетом текущей ситуации.
Осуществление
После утверждения формального
плана на менеджера ложиться задача по его реализации. По мере осуществления
проекта руководители обязаны постоянно контролировать ход работ. Контроль заключается
в сборе фактических данных о ходе работ и сравнении их с плановыми. К сожалению,
в управлении проектами можно быть абсолютно уверенным в том, что отклонения
между плановыми и фактическими показателями случаются всегда. Поэтому, задачей
менеджера является анализ возможного влияния отклонений в выполненных объемах
работ на ход реализации проекта в целом и в выработке соответствующих управленческих
решений. Например, если отставание от графика выходит за приемлемый уровень
отклонения, может быть принято решение об ускорении выполнения определенных
критических задач, за счет выделения на них большего объема ресурсов.
Завершение
Рано или поздно, но проекты
заканчиваются. Проект заканчивается когда достигнуты поставленные перед ним
цели.
Иногда окончание проекта
бывает внезапным и преждевременным, как в тех случаях, когда принимается решение
прекратить проект до его завершения по графику. Как бы то ни было, но когда
проект заканчивается, его руководитель должен выполнить ряд мероприятий, завершающих
проект. Конкретный характер этих обязанностей зависит от характера самого проекта.
Если в проекте использовалось
оборудование, надо произвести его инвентаризацию и, возможно, передать его для
нового применения. В случае подрядных проектов надо определить, удовлетворяют
ли результаты условиям подряда или контракта. Может быть необходимо составить
окончательные отчеты, а промежуточные отчеты по проекту организовать в виде
архива.
Ключевые
определения и концепции методов планирования, организации и контроля проектов
Работа в плане проекта представляет
некоторую деятельность, необходимую для достижения конкретных результатов (конечных
продуктов нижнего уровня). Таким образом, работа является основным элементом
(дискретной, компонентой) деятельности на самом нижнем уровне детализации, на
выполнение которого требуется время, и который может задержать начало выполнения
других работ. Момент окончания работы означает факт получения конечного продукта
(результата работы).
Работа является базовым
понятием и предоставляет основу для организации данных в системах управления
проектами. На практике для ссылки на детальный уровень работ часто используется
термин задача. В общем смысле эти два термина являются синонимами. Термин задача,
однако, принимает и другое формальные значения в специфических контекстах планирования.
Например, в аэрокосмической и оборонной областях задача часто относится к верхнему
суммарному уровню работ, который может содержать множественные группы пакетов
работ.
Далее термин задача используется
только в своем общем смысле, как синоним работы.
Веха-событие
или дата в ходе осуществления проекта
Веха используется для отображения
состояния завершенности тех или иных работ. В контексте проекта менеджеры используют
вехи для того, чтобы обозначить важные промежуточные результаты, которые должны
быть достигнуты в процессе реализации проекта. Последовательность вех, определенных
менеджером, часто называется план по вехам. Даты достижения соответствующих
вех образуют календарный план по вехам. Важным отличием вех от работ является
то, что они не имеют длительности. Из-за этого свойства их часто называют событиями.
Связи предшествования (логические
зависимости) — отображают природу зависимостей между работами. Большинство связей
в проектах относятся к типу "конец-начало", когда последующая работа может начаться
только по завершении предшествующей работы. Связи предшествования образуют структуру
сети. Комплекс взаимосвязей между работами часто также называют логической структурой
проекта, поскольку он определяет последовательность выполнения работ.
Сетевая
диаграмма
Сетевая диаграмма (сеть,
граф сети, PERT диаграмма) — графическое отображение работ проекта и их взаимосвязей.
В планировании и управлении проектами под термином сеть понимается полный комплекс
работ и вех проекта с установленными между ними зависимостями.
Сетевые диаграммы отображают
сетевую модель в графическом виде как множество вершин, соответствующих работам,
связанных линий-ми, представляющими взаимосвязи между работами. Этот граф, называемый
сетью типа вершина-работа или диаграммой предшествования, является наиболее
распространенным представлением сети на сегодняшний день.
Сетевые диаграммы отображают
сетевую модель в графическом виде как множество вершин, соответствующих работам,
связанных линиями, представляющими взаимосвязи между работами. Этот граф, называемый
сетью типа вершина-работа или диаграммой предшествования, является наиболее
распространенным представлением сети на сегодняшний день.
Сетевые диаграммы отображают
сетевую модель в графическом виде как множество вершин, соответствующих работам,
связанных линиями, представляющими взаимосвязи между работами. Этот граф, называемый
сетью типа вершина-работа или диаграммой предшествования, является наиболее
распространенным представлением сети на сегодняшний день.
Существует другой тип сетевой
диаграммы, называемый сеть типа вершина-событие, который на практике Используется
реже. При данном подходе работа представляется в виде линии между двумя событиями
(узлами графа), которые в свою очередь отображают начало и конец данной работы.
PERT-диаграммы являются примерами этого типа диаграмм. Хотя в целом различия
между этими двумя подходами представления сети незначительны, представление
более сложных связей между работами сетью типа вершина-событие может быть достаточно
затруднительно, что и является причиной более редкого использования данного
типа.
Сетевая диаграмма не является
блок-схемой в том смысле, в котором это средство используется для моделирования
деловых процессов. Принципиальным отличием от блок-схемы является то, что сетевая
диаграмма моделирует только логические зависимости между элементарными работами.
Она не отображает входы, процессы и выходы, и не допускает повторяющихся циклов
или петель.
Методы
сетевого планирования
Методы сетевого планирования
— методы, основная цель которых заключается в том, чтобы сократить до минимума
продолжительность
проекта.
Основываются на разработанных практически одновременно и независимо методе критического
пути МКП и методе оценки и пересмотра планов PERT (Program Evaluation and Review
Technique). Первый метод разработан в 1956 году для составления планов-графиков
крупных комплексов работ по модернизации заводов фирмы "Дюпон". Второй метод
разработан корпорацией "Локхид" и консалтинговой фирмой "Буз, Аллен энд Гамильтон"
для реализации крупного проекта разработки ракетной системы "Поларис".
Критический
путь
Критический путь — максимальный
по продолжительности полный путь в сети называется критическим; работы, лежащие
на этом пути, также называются критическими. Именно длительность критического
пути определяет наименьшую общую продолжительность работ по проекту в целом.
Длительность выполнения всего проекта в целом может быть сокращена за счет сокращения
длительности задач, лежащих на критическом пути. Соответственно, любая задержка
выполнения задач критического пути повлечет увеличение длительности проекта.
Концепция критического пути
обеспечивает концентрацию внимания менеджера на критических работах. Однако,
основным достоинством метода критического пути является возможность манипулирования
сроками выполнения задач, не лежащих на критическом пути.
Метод критического пути
позволяет рассчитать возможные календарные графики выполнения комплекса работ
на основе описанной логической структуры сети и оценок продолжительности выполнения
каждой работы, определить критический путь проекта.
Временной
резерв
Временной резерв или запас
времени — это разность между самым ранним возможным сроком завершения работы
и самым поздним допустимым временем ее выполнения. Управленческий смысл временного
резерва заключается в том, что при необходимости урегулировать технологические,
ресурсные или финансовые ограничения проекта он позволяет менеджеру задержать
работу на это время без влияния на общую продолжительность проекта и продолжительность
непосредственно связанных с ней задач. Работы, лежащие на критическом пути,
имеют временной резерв, равный нулю.
Диаграмма
Ганта
Диаграмма Ганта — горизонтальная
линейная диаграмма, на которой задачи проекта представляются протяженными во
времени отрезками, характеризующимися датами начала и окончания, задержками
и возможно другими временными параметрами.
Структура
разбиения работ
Структура Разбиения Работ
— иерархическая структура последовательной декомпозиции задач проекта на подзадачи.
Структура разбиения работ (СРР) является изначальным инструментом для организации
работ, обеспечивающим разделение общего объема работ по проекту в соответствии
со структурой их выполнения в организации. На нижнем уровне детализации выделяются
работы, соответствующие детализированным элементам деятельности, отображаемым
в сетевой модели. СРР предоставляет иерархический формат, который помогает разработчику
в:
Структурная
Схема Организации
Структурная Схема Организации
(ССО) имеет формат подобный формату СРР. Каждому элементу нижнего уровня в СРР
должны соответствовать один или несколько элементов из ССО. Таким образом, ССО
является средством определения ответственных за выполнение работ в сложных организациях
и обеспечивает основу для разработки структуры системы отчетности.
Ресурсы
Ресурсы — обеспечивающие
компоненты деятельности, включающие исполнителей, энергию, материалы, оборудование
и т.д. Соответственно, с каждой работой можно связать функцию потребности в
ресурсах.
Назначение
и выравнивание ресурсов
Методики назначения и выравнивания
ресурсов позволяют менеджеру проанализировать сетевой план, построенный с помощью
метода критического пути с тем, чтобы обеспечить доступность и использование
определенных ресурсов на протяжении всего времени выполнения проекта. Назначение
ресурсов состоит в определении потребности каждой работы в различных типах ресурсов.
Методики выравнивания ресурсов представляют собой как правило, программно-реализованные
эвристические алгоритмы планирования при ограниченных ресурсах. Эти средства
помогают менеджеру создать реальное расписание проекта, с учетом потребности
проекта в ресурсах и фактически доступных в данный момент
времени
ресурсов. Ресурсная гистограмма — гистограмма, отображающая потребности проекта
в том или ином виде ресурсов в каждый момент времени.
Ресурсное календарное планирование
— планирование сроков начала работ при ограниченных наличных ресурсах. Проверка
ресурсной реализуемости календарного плана требует сопоставления функций наличия
и потребности в ресурсах проекта в целом. Сдвигая некритические работы вплоть
до их поздних сроков начала (окончания), можно видоизменить ресурсный профиль,
обеспечивая оптимальное использование ресурсов.
Информация, полученная в
результате ресурсного анализа Проекта, помогает заострить внимание менеджера
и членов команды на тех моментах работ, где эффективное управление ресурсами
будет являться ключевым фактором успеха.
Анализ реализуемости проекта
— понятие реализуемости имеет ряд своих разновидностей: логическая реализуемость
(учет логических ограничений на возможный порядок выполнения работ во времени);
временной анализ (расчет и анализ временных характеристик работ: ранняя/поздняя
дата начала/окончания работы, полный, свободный временной резерв и другие);
физическая (ресурсная) реализуемость (учет ограниченности наличных или доступных
ресурсов в каждый момент времени выполнения проекта); финансовая реализуемость
(обеспечение положительного баланса денежных средств как особого вида ресурса).
Исходный
план
Исходный план — план выполнения
работ проекта, содержащий исходные сведения об основных временных и стоимостных
параметрах работ, который принят к исполнению. В исходном плане обычно фиксируются
объемы работ, плановые даты начала и окончания задач проекта, длительности задач,
расчетные стоимости задач.
С чего начать внедрение системы для управления проектами в организации
Отметим, что спрашивая о
том как внедрить систему для управления проектами в организации, клиент часто
подразумевает вопрос о том как избежать неудачи при внедрении системы.
Этот вопрос вполне естественен,
когда он исходит от сотрудников организации, в которой подобные системы никогда
раньше не использовались. Причем, среди новичков можно выделить руководителей,
которые уже имеют опыт планирования проектов с использованием бумажных форм
и желают автоматизировать эти процедуры.
Другие же, под воздействием
рекламы продавцов программного обеспечения для управления проектами, только
начинают задумываться об автоматизации процессов управления на основе проектного
подхода.
Однако, по мере распространения
систем для управления проектами в России, мы все чаще стали сталкиваться с ситуацией,
когда с данным вопросом к нам обращаются компании уже пытавшиеся внедрять системы
для управления проектами (как правило, с ограниченным успехом). Иногда встречаются
организации, которые испробовали несколько различных пакетов для управления
проектами и не нашли среди них подходящего.
Интересно, что на наши вопросы
о причинах неудачи попытки использования того или иного пакета, подозрительно
часто называются отсутствие или неподходящая реализация какой-либо функции в
системе. Однако, несколько простых вопросов о критериях, использованных для
выбора пакета, и просьба показать план задач по внедрению системы в организации
выявляют другие причины неудачи. Руководители хотели найти программу, которая
сама бы внедрилась и заработала в их организации.
Практически во всех случаях
какого-либо плана по внерению системы просто не существовало.
Здесь уместно вспомнить
классическую историю о сапожнике без сапог. Покупая систему для планирования
и управления проектами, руководители забывают, что внедрение системы, которая
подразумевает некоторое (иногда значительное) изменение процессов управления
в организации, также требует системного подхода, включающего планирование комплекса
работ и контроль за их осуществлением. Иными словами, начать освоение системы
управления проектами в организации лучше всего с разработки плана работ по внедрению
системы.
Разработанный план внедрения
не должен ограничиваться лишь установкой программного обеспечения в организации
и обучением пользователей функциям системы. Проекты по установке новых систем
автоматизации управленческой деятельности традиционно охватывают гораздо более
широкий спектр задач от дополнительной формализации процедур сбора и хранения
управленческой информации до осуществления изменений в организационной структуре
управления и перераспределения обязанностей. В общем, проекты по внедрению подобных
систем можно отнести к классу организационных проектов — проектов, в той или
иной степени ведущих к развитию структуры организации. Отличительной особенностью
данного типа проектов является то, что от успеха или провала проекта может зависеть
эффективность функционирования организации в целом или ее отдельных подразделений.
По этой причине тщательное планирование и контроль не только технических, но
И человеческих аспектов внедрения системы приобретает особую важность. Состав
и содержание задач, решаемых в рамках подобного проекта, могут составить тему
отдельного разговора. Здесь же мне хотелось бы остановиться
лишь
на некоторых общих моментах планирования подобных проектов.
Несколько
наиболее часто встречающихся ошибок планирования внедрения систем для управления
проектами
Можно сформулировать несколько
наиболее часто встречающихся ошибок планирования внедрения систем для управления
проектами, которые являются причинами неудач освоения подобных систем.
Общие
рекомендации по внедрению программного обеспечения для управления проектами
Таким образом, некоторые
общие рекомендации по внедрению программного обеспечения для управления проектами
включают следующие:
Пример:
Транспортировка на плаву арочного пролетного строения проектировки начала XX
века
Два моста-близнеца: Краснолужский
и Андреевский, являются не только достижением инженерного искусства, но и очень
удачными архитектурными сооружениями, которые своей легкой, ажурной конструкцией
гармонично вписались в ландшафт Воробьевых гор и Нескучного сада. Поэтому не
случайно эти мосты признаны историческими памятниками архитектуры.
Прослужив более 90 лет в
составе внутреннего ж.д. кольца, Андреевский мост эксплуатировался бы и дальше,
если бы не трудности с планировочными решениями по увязке трасс действующей
кольцевой ж.д. дороги и строящегося III транспортного кольца на правом берегу
между Нескучным садом и комплексом Российской академии наук. Вследствие этого,
было принято решение построить новый ж.д. мост, повторив архитектуру старого,
сдвинув ось ниже по течению на 22 м. При этом освобождается пространство для
нового автодорожного моста. Старый Андреевский ж.д. мост переносится на 1.5
км ниже по течению в створ 1-ой Фрунзенской улицы и переустраивается в пешеходный.
Строительство нового пешеходного
моста с применением арочного пролетного строения Андреевского моста в створе
1-й Фрунзенской улицы — смелое градостроительное решение и вторая жизнь Андреевского
моста (рассчитанного в свое время для пропуска двух ж.д. путей) теперь под пешеходное
движение.
Проект транспортировки наплаву
арочного пролетного строения с ездой посередине пролетом 135 метров разработан
ОАО "Институт Ги-простроймост" (гл. инженер проекта А.В. Бобриков и А.В. Соловьев).
В проекте
решены три задачи:
На весь комплекс работ по
переносу моста на новое положение отводится около 11 месяцев. За это время необходимо
провести работы по очистке пролетного строения от старой краски и грунтовки,
произвести усиление на период транспортировки и будущей эксплуатации, заменить
консольные тротуары и проезжую часть. В створе нового положения требуется построить
мостовой переход, центральным русловым пролетом которого и станет реконструированная
арка.
Расстояние между набережными
р. Москвы в створе 1-й Фрунзенской улицы значительно больше, поэтому появились
дополнительные три русловых пролета по 25 м каждый. Для восприятия распора от
арки пролетного строения ростверки опор 2-3 и 4-5 были объединены. В основании
устраивалось по 66 буронабивных столбов D=1.5 м, глубиной до 30 м. Монолитный
бетон ростверков объемом 3700 м3 каждый укладывался непрерывно в течение 1.5
суток с использованием 4-6 бетононасосов и 50-60 автобетоносмесителей емкостью
от 5 до 9 м
3
. К моменту
транспортировки
тело опор №3 и №4 выводились до уровня расположения шарнира арки. Сход на Фрунзенскую
и Пушкинскую набережные устраивается в теле опор №1 и №5 соответственно. Эстакадные
части будут включать в себя один пролет через Фрунзенскую набережную в сторону
Комсомольского проспекта и шесть пролетов эстакады подхода через ЦПКиО со стороны
Ленинского проспекта.
Для транспортировки пролетного
строения Андреевского моста были сооружены 3 плавучие опоры. Плавучие опоры
№1 и №2 на баржах МРП грузоподъемностью 1200 т каждая, объединялись с помощью
поперечных ферм в единую структуру, обустраивались системой балластировки и
лебедками для точной подачи в створ моста. Плавучая опора №3 имеет собственную
автономную систему балластировки и обустраивалась только дополнительными лебедками
грузоподъемностью 5 т.
После окончания паводка,
с 26 апреля были проведены работы по съемке фактических глубин на всем участке
транспортировке пролетного строения. Эту работу выполнило подразделение "Канала
имени Москвы" — Московский район гидросооружений. По результатам съемки были
определены объемы работ по дноуглублению на ширину судового хода 130 м, необходимого
для безопасного сплава. Участок реки между настоящим и будущим положениями моста,
оказался свободным от подводных коммуникаций. Дноуглубительные работы в объеме
около 15000 м
3
на этом участке протяженностью в 1200 м выполнялись
силами МРГС. Непосредственно в районах обоих створов моста проходит ряд коммуникаций,
пересекающих р. Москву и проложенных по дну на глубине от 0.7 до 6 метров. Это
дюкеры напорной канализации, газопроводы среднего давления и т.д. На этих участках
дноуглубительные работы выполнил 4-й отряд Подводречстроя, где плавучими кранами,
оборудованными грейфером, а где и гидромониторами с помощью водолазов.
24 и 25 апреля 1999 г. была
произведена пробная проводка и балластировка плавучих опор. Для этого в МРП
были арендованы три буксира мощностью 450 л.с., из числа участников будущего
сплава, и последовательно опробованы управляемость плавопор и способность буксиров
держать систему неподвижно в плане с учетом течения и ветра. По результатам
пробной проводки было решено несколько изменить предложенную ранее схему расстановки
буксиров и принять схему, при которой на каждую баржу устанавливался один толкающий
и один удерживающий буксир. Затем была апробирована система балластировки. При
балластировке плавучих опор №1 и №2 наблюдалось закусывание шарниров рамы объединения
барж при малейшем крене и дифференте, поэтому были изготовлены новые, более
мощные шарниры D=98 мм и установлены дo-полнительные ж.б. противовесы на "внешних"
бортах барж для устранения крена от веса рамы объединения.
Непосредственно началу "окна"
предшествовали работы по установке якорей-присосов весом 10 т. Для того, чтобы
заранее установить максимальное количество якорей, в створах моста было Согласовано
сужение судового хода до 45 м.
Ход проведения
работ
Непосредственное закрытие
судоходства с 8.00 17.05.99 г. Для остановки случайных судов были выставлены
посты речной милиции выше и ниже по течению от зоны работ.
После закрытия судоходства
установлены четыре якоря-присоса (всего 16) в русловой части реки.
С помощью трех буксиров
система плавопор № 1 и №2 подавалась к створу моста. Было произведено последовательное
перецепление с буксиров на лебедки и якоря. Точная наводка плавопоры под расчетные
точки опирания пролета производилась с помощью восьми лебедок, обеспечивающих
продольную подачу барж и двух лебедок, работающих по оси моста. Осуществлен
монтаж оголовков плавопоры с низовой стороны и подклинка во всех восьми точках
опирания.
Для фиксации плавопор производилась
равномерная дебалластировка барж в объеме 10% всего балласта. Аналогично осуществлена
подводка под пролетное строение плавопоры №3.
Следующим этапом работ была
откачка балласта из всех барж и принятие около 95% веса пролетного строения
на плавопоры.
После окончательной дебалластировки
барж и полной передачи веса пролетного строения на плавопоры, вся система выводилась
при помощи лебедок на 15 м из створа старого положения.
22.05.99 с 10.30 была произведена
непосредственная транспортировка пролетного строения на 1.5 км из старого местоположения
в створ 1-ой Фрунзенской улицы. Для визуального контроля движения плавсистемы,
по обоим набережным через каждые 50 м выставлены поперечные створы, которые
дали возможность контролировать недопустимые развороты всей плавсистемы.
На это время, пешеходное
движение по набережным было закрыто, но все желающие наблюдали эту уникальную
процедуру с проезжей части Фрунзенской набережной, закрытой для движения.
Схема заведения всей системы
в новый створ практически аналогична схеме работ по выведению из старого створа.
Для придания арке пролетного строения проектной геометрии, устраивались дополнительные
временные береговые опоры на расстоянии 2 м от шарниров. При дебалластировке
барж происходило опирание арки на временные опоры и рассжатие опорных шарниров
до проектной величины.
Затем была произведена подклинка
опорных частей на опорах №3, №4, дебалластировка плавопор до 50% и бетонирование
подферменников. После набора бетоном прочности будут сняты все временные расклинки,
полностью откачан балласт и система будет вверх по течению.
Демонтируются якоря-присосы
и восстанавливаются все знаки постоянного судового хода.
Все работы, связанные с
закрытием судоходства предполагается провести за 8.5 суток в круглосуточном
режиме. При этом единовременно будут задействованы до 130 специалистов.
Для обеспечения управляемости
работами, на всех этапах предусмотрены несколько видов связи. Прежде всего,
это 20 профессиональных носимых радиостанций у всех ответственных исполнителей
работ, четыре точки громкой связи для подачи общих команд, для управления процессом
балластировки на барже г/п 3000 т была смонтирована локальная проводная связь.
Все работы данного комплекса
выполнены тандемом исполнителей Мостоотряда 18 и Мостоотряда 46.
Этот проект был освещен практически всеми Российскими масс-медиа, центральной и московской прессой, а также ряд публикаций был и в Internet. Мы благодарны всем, кто удостоил нашу работу внимания и пришел посмотреть на наш нелегкий труд, который руководили города превратили в праздничное шоу для москвичей и гостей столицы.
Поделитесь этой записью или добавьте в закладки | Полезные публикации |